Благословенная крупа

Благословенная крупа

У 52-летнего уроженца Карелии Вячеслава Елупова из образования только средняя школа и MBA в петербургской бизнес-школе. Но это не помешало ему построить компанию с годовым оборотом больше 1 млрд рублей.

В 1995-м предприниматель открыл оптовую продуктовую базу, где продавал крупы, сахар и муку от производителя «Ангстрем». Дела шли в гору и Елупов запустил собственное производство. Он выпускал крупы под собственным брендом «Ярмарка».

Кризис 1998 года стал толчком для кратного роста компании — тогда люди тоже сметали с полок гречку, а продукция начала пользоваться спросом за пределами Карелии: в Москве, Барнауле, Мурманске, Архангельске, Новосибирске, Тюмени, Казани. С 2005 года товары Елупова продаются и за границей.

Переживший не один кризис предприниматель уверяет, что сразу распознал в коронавирусе будущую причину ажиотажа вокруг своей продукции, но совет директоров не воспринял эту мысль всерьез. «И мы реально проспали: не ожидали резкого роста заказов, не создали запас готовых товаров. К счастью, были запасы сырья», — анализирует Елупов.

Всплеск спроса компания ощутила в марте: «Народ пошел все скупать и смел полки — это был стадный инстинкт. Вначале было смешно, потом начали звонить абсолютно серьезные, адекватные люди и говорить: «У тебя греча есть? Все покупают и нам нужно». Я был поражен». Количество заказов увеличилось в десять раз. «Одна из возможных причин скупки круп во время пандемии коронавируса — всеобщий страх. Под влиянием медиа и массовой истерии ценности схлопываются до одной — физиологической. Человек перестает думать и действует на инстинктах», — объясняет природу этого явления психолог, психотерапевт, основатель компании психологической помощи Solve With Айрат Хакимов.

Производство Елупова не было готово выпускать в десять раз больше. С традиционных 60-70% загрузку пришлось увеличить до 100% и пополнить штат до 350 человек, а также ввести круглосуточный режим работы завода.

По словам предпринимателя, в марте 2020 года оборот вырос почти на 40% по сравнению с показателями прошлого года и составил 237,6 млн. рублей, в апреле ожидают такой же рост. Лучше всего продаются крупяные смеси Yelli — рост на 24%, и гречка — на 10%. При этом в последние две недели офлайн-продажи пошли на спад — покупатели перестали ходить по магазинам: «Люди сделали запасы, сейчас сидят дома и едят». Несмотря на это, компания ожидает сохранения повышенного спроса в мае: «Конечно, меньше, чем в марте, но на 15-20% выше, чем в прошлом году».

Параллельно Елупов развивает и онлайн-торговлю — спрос в его магазине вырос в четыре раза, крупы от «Ярмарки» скоро появятся в интернет-магазинах Ozon, Wildberries и Lamoda. «Мы расширили ассортимент и добавили продовольственные товары с длительным сроком хранения: макаронные изделия, крупы, специи, чтобы наши клиенты могли заказывать максимально широкий спектр товаров у одного продавца и не увеличивать количество доставок в этот период», — объясняет нетривиальное решение ретейлера Александра Артюшкина, управляющий коммерческий директор Lamoda. По ее словам, эти товары пользуются спросом — гречку и макароны заказывают вместе с обновками одежды и обуви.

Не обошлось и без потерь: из-за постановления Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Елупову пришлось временно остановить поставки в Европу. Документ запрещает с 12 апреля по 30 июня вывозить некоторые виды продукции (в том числе крупы и готовые блюда — например, голубцы) за пределы ЕАЭС: России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии. Введение запрета на экспорт «позволит обеспечить население достаточным количеством таких товаров во время обострения санитарно-эпидемиологической обстановки», считают составители документа.
Предприниматель надеется, что после завершения пандемии ограничения спадут, и уже этой осенью рассчитывает запустить новую производственную линию — «чтобы гречи точно хватило всем».

По материалам Forbes

Добавить комментарий