Спрос на онлайн-образование

Сфера онлайн-образования оказалась в плюсе от современной ситуации. Продажи курсов онлайн-университета «Нетология» во второй половине марта выросли на 31% по сравнению с первой половиной месяца, а онлайн-платформа для школьников «Учи.ру» за время карантина зафиксировала шестикратный рост аудитории — до 3 млн. уникальных пользователей в день.

Ажиотаж ощутили даже небольшие проекты. Например, платформе с курсами для дополнительного образования младшеклассников «Умназия» закрытие школ на карантин помогло нарастить выручку с 300 000 до 2,2 млн. рублей в месяц. Основательница проекта Галина Кан объясняет этот бум тем, что сейчас «родителям стало совершенно непонятно, что делать с детьми».

К онлайн-образованию Кан и Плотникова, ее партнера по проекту, подтолкнул личный родительский опыт: в начале 2017-го оба не смогли найти в сети ничего отвлеченного от школьной программы для своих 10-летних старших дочерей. Чтобы заполнить пустующую нишу, Кан и Плотников решили открыть интернет-курсы для развития у детей так называемых софт-навыков — логики, критического мышления, решения проблем, которым не обучают в школе. Подступаться к проекту начали, правда, издалека — с запуска платных онлайн-олимпиад по русскому языку, окружающему миру и математике для младшеклассников.

В сентябре 2018-го Кан и Плотников вернулись к первоначальной бизнес-идее. Привлекли двух экспертов из лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, взяли нескольких методистов из МГУ, МГИМО и других вузов и принялись за разработку детских курсов. В мае 2019-го на сайте появился первый продукт — курс по развитию кругозора «Культурный код». За 1000 рублей ребенок получал 50 интерактивных заданий с озвучкой, рассчитанных на 3-5 часов занятий. Вскоре к «Культурному коду» добавились тренажеры для развития памяти и логического мышления (на базе заданий олимпиад), а затем и курс по финансовой грамотности. В последнем детям нужно помочь главному герою построить коммерческий банк на далеком тропическом острове во вселенной компьютерной игры.

Спрос на нетривиальные детские курсы хоть и медленно, но рос: за весь 2019 год стартап выручил около 4 млн рублей и зафиксировал порядка 25 млн рублей убытка (включая затраты на разработку курсов). 10 млн рублей из них партнеры покрыли образовательным грантом от МГУ, другую часть — из консалтинговых накоплений. На прибыль они рассчитывали выйти только в 2022 году.

Коронавирус «подбросил» компанию на новый уровень. Если прежде за день на сайте «Умназии» регистрировались по 200-300 человек, то 16 марта их число перевалило за 1000. Продажи тоже выросли — 60 000 рублей за день против прежних 15 000 рублей.

Кан и Плотников заметили, что «Учи.ру» и «Фоксфорд» — их косвенные конкуренты в детском образовании — на фоне роста дали клиентам скидки или бесплатный доступ к своим продуктам. Вслед за коллегами «Умназия» тоже снизила стоимость курсов на 40-80%. Благодаря этому количество регистраций на сайте подпрыгнуло до 2000-3000 в день, за две последние недели марта проект выручил 1,8 млн рублей, а за весь март — порядка 2,2 млн рублей.

Несмотря на увеличение выручки, убытки проекта остались прежними — 1,5-2 млн рублей в месяц. Дело в возросших расходах. Около миллиона в марте — вдвое больше, чем обычно, — пришлось потратить на онлайн-рекламу. Кроме того, партнеры наняли двух новых сотрудников — разработчика и клиентского менеджера.

В будущее проекта основатели смотрят с опаской: «Непонятно, как поведут себя люди, когда все закончится: вернутся к привычному офлайновому образу жизни или продолжат интересоваться онлайн-образованием». Главная задача проекта сейчас — максимально нарастить базу зарегистрированных пользователей, считает Кан. Для этого партнеры перешли на «фримиум» — в течение 72 часов клиенты получают доступ ко всем ресурсам проекта бесплатно. В начале апреля основателям «Умназии» удалось привлечь $1 млн. от нескольких частных инвесторов. На эти деньги предприниматели хотят организовать выход на новые рынки — в Индию и Южную Америку: «Там рынок еще не насыщенный, и наш проект может зайти».

Добавить комментарий